Предыстория

Владимир Стрелков прожил всю жизнь в Саратовской области и до весны 2015-го работал заместителем директора по кадрам на местном вагоностроительном заводе. Но когда до пенсии оставалось меньше пяти лет, попал под сокращение. Но не опустил руки, а занялся возрождением семейной пасеки. Увеличил производство, расширил ассортимент, нащупывает свой путь в маркетинге.

Вот история, как он сделал «Мёд заволжья» известным в разных уголках страны и окупаемым предприятием.

Семейное дело

Цепь событий, которая привела к созданию семейной пасеки «Мёд Заволжья», начала раскручиваться в 1937 году – деда Владимира Стрелкова упекли в лагеря по политической статье. «Так мой отец остался главным в большой семье, и, чтобы помочь матери, пахал на тракторе с 14 лет. Но силы не бесконечные, он подорвал здоровье, и парня принесли к матери, по сути, умирать. Помочь было некому – односельчане семью «врага народа» обходили стороной. Не побоялся помочь только председатель колхоза – разрешил забирать для отца с фермы пол-литра молока в день и брать у пасечника мёд».

Отец Владимира считал, что молоко и мёд дали ему вторую жизнь. И потому, когда в конце 1960-х местная пасека стала невыгодна колхозу, забрал её вместе с устаревшим оборудованием и остатками пчелиных ульев – в счёт удержания зарплаты.

С тех пор семья Стрелковых уже полвека держит пасеку в родном селе Малый Кушум Балаковского района Саратовской области. И каждый год проводит обязательные лабораторные исследования здоровья пчёлок и качества мёда.

За эти годы вокруг семьи сложился круг знакомых, которые приезжают за мёдом со всего района и берут его практически по себестоимости. И дальше этого дело бы не ушло – если бы не кризис.

До марта 2015-го Владимир Стрелков работал заместителем директора по кадрам на вагоностроительном заводе, но попал под сокращение. До пенсии оставалось ещё почти 5 лет. Так, практически вынужденно, наш герой стал пчеловодом-предпринимателем и решил сделать пасеку не просто семейным хобби, а коммерчески успешным предприятием.

Выход в интернет

«На знакомых бизнес не построишь, – говорит Владимир. – Конечно, есть ещё у нас люди, которые разъезжают по селам и скупают мёд по 80 рублей за килограмм для перепродажи кондитерским фабрикам и оптовикам. Но если посчитать все затраты – с такой ценой при моих объёмах я оказался бы в огромном минусе».

«В супермаркеты мелкому пчелохозяйству тоже практически не зайти. А в мелких магазинчиках – я пробовал – мёд особо не покупают. Но я знал цену хорошего мёда – 250-300 рублей за кило – и стал сам искать покупателей по всей стране».

Чтобы расширить сеть клиентов, Владимир Стрелков решил выйти в интернет и рассказать всем о своём ценнейшем продукте. При том, что до этого он не особо интересовался сайтами и соцсетями, а о программировании, CEO и SMM вообще не имел ни малейшего представления. Для начала нужно было сделать сайт – чтобы рассказать об истории пасеки, о полезных свойствах и производстве своего мёда. А заодно – чтоб выложить лабораторные исследования, подтверждающие качество продукции, и укрепить репутацию надёжного поставщика.

Сайт делал не сам, но подрядчику в качестве одного из важных условий поставил возможность в дальнейшем самому размещать тексты, публиковать фотографии, менять формы заказа – чтобы не тратиться на разработчика и контент-менеджера. Запросил информацию у нескольких сервисов, остановился на сборке сайта в конструкторе uKit (это обошлось в сумму, эквивалентную 50 долларам).

В сутки на сайт стали переходить 10-15 целевых посетителей – небольшой, но конвертируемый трафик Владимир привлекал с Avito (переписка в объявлениях) и форумов (ссылки). Работал на посещение сайта и такой «древний» инструмент, как визитки, которые Владимир раздавал при каждом удобном случае – на слётах пчеловодов, например.

Аккаунты в «Одноклассниках» и на десятках пчеловодческих сайтов – это, конечно, хорошо. Но пора было идти дальше. Пасечник стал общаться в сообществах о ЗОЖ, долголетии и других «клубах по интересам», осваивать другие соцсети – дошёл даже до сети «Профессионалы». Стал постоянно сидеть в вайбере и скайпе – потому что клиентам так удобнее выходить на связь.

Ставка на адептов ЗОЖ

«Большие заказы я доставляю не транспортной компанией, а лично. Вот поехал в Москву – в район метро «Проспект Мира». Покупатели, очень симпатичные люди, продегустировали наш мёд, мы договорились на партию даже большую, чем они поначалу заказывали. Разговорились – оказалось, профессиональные танцоры. Им приходится следовать определенной диете, чтобы быть на высоте, и они включили в неё мёд».

Так среди его постоянных покупателей появились Олеся Григорьева и Владислав Коваленко, чемпионы России по аргентинскому танго 2011 года и руководители студии El Tango de Plata. Что интересно, их общение началось с обычного холодного звонка.

Владимир стал целенаправленно метить в эту аудиторию. На его сайте появилась вкладка «Долголетие», а среди клиентов – узнаваемые в богемно-культурной тусовке люди, которые заботятся о своём здоровье и физической форме.

О старых-добрых холодных звонках Владимир тоже не забывает. Звонит он и нерегулярным покупателям – собирает отзывы о качестве продукта.

Мёд можно доставить транспортными компаниями во многие уголки России. Поэтому Владимир Стрелков особо не таргетирует свои объявления на конкретный регион. Однако с клиентами из дальних регионов есть другая проблема – доверие к продавцу. Чтобы растопить лёд, Владимир при обсуждении деталей доставки и оплаты сам стал предлагать два варианта.

«Первый: покупатель доверяет мне и отправляет деньги, я отправляю мёд, а сайт транспортной компании позволяет отслеживать движение груза. Второй – я доверяю покупателю и отправляет посылку с трек-номером, а покупатель платит после получения – если ему всё нравится».

Риск, конечно, есть. Но Владимир говорит, что случаев неоплаты практически не было. Бывший специалист по персоналу не ошибается в людях.

Экономика небольшой пасеки

За этот год Владимир за свой мёд выручит 200 тысяч рублей – вдвое больше, чем в предыдущем. И уверен в дальнейшем росте доходов.

«Давайте посчитаем. Одна сильная пчелиная семья (улей) дает 30-40 кг хорошего мёда, стоимость килограмма составляет 250-300 рублей. У меня 20 пчелиных семей, которые принесли около 800 кг мёда. Соответственно, за него я выручу не меньше 200 тысяч рублей. Конечно, у меня есть и расходы, 3500 рублей за сайт, 3000 – за визитки, несколько тысяч за рекламу. Но в любом случае предприятие уже себя окупает и прибыль будет расти».

К тому же, доход приносит не только мёд, но и другие продукты с пасеки – прополис, маточное молочко, пчелиный воск и забрус (воск, которым пчелы запечатывают соты).

На следующий год предприниматель планирует увеличить количество ульев вдвое, а часть затрат на расширение хочет закрыть бартером. «Меняю скрипку на велосипед» – такое объявление он разместил на сайте. Идея – выменивать соты и улья для расширения на товары с пасеки.

Сейчас Владимир планирует плотно заняться упаковкой продукта и расширением ассортиментной линейки – тестирует спрос на соты в пластиковых контейнерах, сувенирную продукцию с мёдом, медовую косметику.

Понравился материал?
Остались вопросы?
Посетите нашу базу знаний или задайте вопрос в службу поддержки uKit.
Мы на связи 24/7.